sinij.veciy.ru

24.08.17
[1]
переходы:27

скачать файл
Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец, ул. Ломоносова, 167

Заявка

на участие в заключительном туре областного конкурса сочинений, посвященном «Году русского языка» «За что я люблю русский язык».


Фамилия, имя, отчество Летникова Юлия Николаевна

Класс 11 «А»

Район Верхнехавский

Полное название образовательного учреждения Муниципальное образовательное учреждение Углянская общеобразовательная школа

Тема сочинения «Нужен ли русский язык компьютерному поколению?»

Фамилия, имя, отчество учителя русского языка и литературы Холявская Валентина Михайловна

Место в муниципальном туре конкурса сочинений I место

Полный адрес Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец, ул. Ломоносова, 167 «Б», кв. 28.

E-mail: konstantin-ugl@mail.ru

Контактный телефон 8 950 770 93 62

Паспортные данные Серия2005 Номер593521 Выдан ПВС Верхнехавского РОВД Воронежской области 24.12.2005.

























Нужен ли язык компьютерному поколению?


Нет ничего на свете сильнее

и …бессильнее слова.

И.С.Тургенев.


Слова - это предметы, и маленькая капелька чернил, падая на мысль подобно росе, производит то, что заставляет думать тысячи, может быть, миллион людей.

Дж. Байрон.


Язык есть зеркало мыслей народа,

Это культура, передающаяся из века в век.

Создатель и хранитель этого чуда - человек.


Язык есть зеркало мыслей народа,

Особенно наш великий русский язык,

Богатый и живой, как сама природа.


Язык есть зеркало мыслей народа,

Это культура, передающаяся из века в век…


Этот триолет я посвятила «Году русского языка», участвуя в международной интернет-олимпиаде «Интерактивный русский». Она, безусловно, интересна для всех людей, признающих русский язык своим родным, живущих не только в России и сопредельных с ней странах ближнего зарубежья, но и дальнего зарубежья, где человеку, говорящему по-русски, часто бывает трудно найти собеседника. Девиз олимпиады - «Русский без границ» - преследует очень важную цель: удовлетворить интерес моих соотечественников к родному слову, повысить авторитет русского языка на международной арене. Но, на мой взгляд, организаторы олимпиады, кроме этого, решили приобщить так называемое «компьютерное поколение» к очень важному национальному достоянию - родному языку, что очень актуально в наше время.

Сегодня все большую значимость приобретают компьютеры, дающие возможность пользования всемирной паутиной «Internet», ставшей бездонной пропастью информации обо всем, что нас интересует. Мы общаемся через различные чаты, не представляем себе жизни без мобильных телефонов, с помощью которых можно переписываться по электронной почте. Все это прекрасно: мы можем, не выходя из дома, получить ответ на любой вопрос, поговорить с людьми из разных городов и стран; это обмен интересами, мнениями. Мы привыкли считывать с дисплея электронные шрифты, пользоваться автоматическими системами и программами, но, увы, чем наше поколение образованней в мире Hi-tech - технологий, тем оно, к сожалению, безграмотней.

Давайте заглянем в Интернет-чат или электронную почту обычного пользователя и поинтересуемся, как мои сверстники общаются между собой. Представители старшего поколения, воспитанные на образцах классики, могут ужаснуться тому, как мы коверкаем наш «великий, могучий» русский язык: «ламеры» (чайники), «хакеры» (профи), «гамеры» (профи-игроки), «попугаи» вместо «баллы», «приффед», которое не так давно было «приветом». Порой даже невозможно разобраться в смысле целых фраз и предложений. Так, например, сейчас в молодежном чате приглашают на свидание: «Чикса, попёрли проветримся». На что девушка, т.е. «чикса», отвечает: «Погнали, ток не надолго, предки скоро домой возвернутся». Представим себе, как эти молодые люди встречают зарю, которая разливается кротким румянцем, как мирно всплывает солнце, свежо сияя лучами. Уместны ли в такой обстановке «попёрли», «погнали», «предки», «возвернутся»? А как на этом «тарабарском» языке звучат слова «люблю», «нежность», «доверие», «красота», «мироздание»?

Если каждый из нас будет изобретать удобный ему язык, то скоро мы не сможем понимать друг друга, что в конечном итоге приведёт человечество к разобщению. Что же будет со всеми нами? Как мы будем жить? Что могу сделать я лично, чтобы изменить ситуацию? Эти и многие другие вопросы волнуют меня уже давно. Если каждый человек хотя бы на минуту задумается о том, как важно возродить интерес к родному языку, то проблема, по-моему, перестанет быть такой глобальной. Может быть, именно поэтому я решила принять участие в олимпиаде, девизом которой являются слова «Русский без границ».

Для меня это событие стало не только кропотливым поиском ответов на очень сложные вопросы, не только «мозговым штурмом», но и серьезным событием в жизни, настоящим праздником, поскольку я испытала огромное удовольствие, путешествуя по бесчисленным мегабайтам Интернета, сотням страниц лингвистических словарей и справочников, художественных произведений русской классики и новейшей литературы. Я пришла к выводу, что, прожив на свете 16 лет, я преодолела только нижние ступеньки великого храма родного языка. Я не покривлю душой, если скажу, что испытываю настоящее восхищение перед создателями этого чуда: Баянами прошлых столетий и сказителями, такими корифеями языковедческой науки, как Ломоносов, Востоков, Потебня, и такими мастерами слова, как Пушкин, Толстой, Лесков, Чехов, Шолохов. Оказывается, увлекаясь русским языком, можно удовлетворить разнообразные потребности в зависимости от склада ума: от знакомства с теориями возникновения праязыка до хождения по улицам нашего села с блокнотом и диктофоном в поисках золотых россыпей народной речи, как делали мои одноклассники этим летом, участвуя в проекте «Фольклорная практика в селе Углянец Верхнехавского района Воронежской области»; от изучения поэтических текстов как высших проявлений духа человечества до выяснения природы детского лепета. Одним словом, творческие начала, заложенные в языке, обилие функций, присущих ему, эмоции и переживания, испытываемые нами, позволяют нам считать русский язык чудом из чудес.

А.С.Пушкин назвал язык стихией для сообщения мыслей, В.И.Даль писал, что «язык этот силён, свеж, богат, краток и ясен». Л.Н.Толстой поначалу сомневался в возможностях слова. «Я думал: пойду, опишу я, что вижу, - читаем мы в его дневнике. - Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила; пачкать пальцы и чертить по бумаге буквы. Буквы составляют слова, слова - фразы, но разве можно передать чувство? Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд при виде, например, природы?». Толстой как бы бросает вызов языку, мечтает найти какой-нибудь иной способ общения с читателями, минуя слова и фразы, но доказывает нам обратное. В этой короткой дневниковой записи (для себя!) он выбирает самые прозаичные слова: «закапанный чернилами стол», «серая бумага», но именно они оказываются наиболее выразительными и позволяют образно представить себе то, что обычно не замечается. Так, вероятно, за широким столом, покрытым зелёным сукном, были написаны лучшие толстовские произведения. Я сейчас зримо представляю себе картину волшебной ночи в Отрадном, Наташу Ростову, мечтающую улететь к звездному небу, знаменитый дуб, оказавший такое огромное влияние на изменение духовного состояния Андрея Болконского. Всё это создал писатель, ошибочно усомнившийся в возможности передать «невыразимое» посредством языка. Читая его гениальные произведения, еще не одно поколение будет мечтать и страдать вместе с героями, любить и искать смысл жизни, проживая вместе с ними этапы духовного становления. Этот пример - прекрасный урок нам, затрудняющимся порой написать сочинение или письмо другу; мы, вроде бы, всё понимаем, но выразить это словами не можем, хотя перед нами прекрасные образцы в виде художественных текстов.

Мои современники стали скупыми на слова, мы постоянно забываем оттенки значений, утрачиваем дар слова, используя его порой только как средство передачи информации, иногда довольно примитивной, забывая о духовной ценности языка. А ведь как интересно бывает после спаренных уроков математики или большой перемены прийти на урок литературы, заглянуть за «формальную» оболочку слова, то есть за буквами, из которых складываются слова, а из слов - фразы, рассмотреть мысли, дающие пищу нашему уму, окунуться в атмосферу «творческой лаборатории» мастеров слова, «алгеброй проверить гармонию», как любит говорить наш учитель, предлагая приступить к анализу художественного текста. Не скрою, я долго не понимала, зачем «препарировать» текст, «резать» мысль, которая при этом может утратить всю свою божественность. Но однажды на уроке по творчеству Пушкина нам предложили прочитать стихотворение «Я вас любил…» и доказать, что его автор - гений. Сначала мы оторопели: всего восемь строчек, тема прозрачная - про любовь: он любит, она - нет, что же тут сложного, тем более - гениального, ведь это же не «Медный всадник» или «Евгений Онегин»? Потом мы просчитали ударные и безударные слоги, определили способ рифмовки, исследовали звукопись и пришли к выводу: все просто и естественно, слова незамысловатые, нет метафор, эпитетов и прочих средств выразительности, создается впечатление, что поэт долго голову не ломал, а просто сел однажды и за считанные минуты набросал текст в присущей ему стремительной манере. Потом нам предложили найти все случаи инверсии и исправить пушкинский текст, восстановив свойственный русскому языку прямой порядок слов. Мы оторопели: гармония, красота, легкость разрушились на наших глазах. Когда же мы увидели черновые варианты этого стихотворения, то поняли, как много поэту пришлось потрудиться, чтобы перед читателем предстал поистине божественный текст. Для себя же я усвоила еще один урок: даже в процессе написания сочинения, не говорю уже о стихах, при перенесении мысли на бумагу ускользает самая тонкая, самая точная ее часть. Мне не хватает слов, владения навыком просто, доступно и ясно изложить на бумаге то, что в устной речи удается лучше. Какой он непостижимый, этот «сложный простой русский язык»! Мне кажется, что я не отклонилась от темы моего сочинения «Нужен ли русский язык компьютерному поколению?», поразмышляв о том, как важно научиться владеть всем арсеналом языковых средств, уметь заглянуть в «зазеркалье» слова, понять то, что хочет передать нам тот или иной писатель, поэт или просто берестяная грамота и, наконец, быть понятой не только родителями, учителями, которые являются для нашего поколения образцами правильной речи, но и моими сверстниками, не быть среди них такой белой вороной, которая говорит на «языке дремучих предков» и которую Интернет интересует исключительно как источник знания обо всем. Мой одноклассник Енин Никита, настоящий компьютерный бог, сказал мне однажды, когда мы «путешествовали» по сети: «Надо быстрее считывать информацию, это тебе не книга!». Далее он прочитал мне целую лекцию о том, что за последние 50 лет скорость обработки информации выросла в 106 раз, что люди даже говорить стали в два раза быстрее. А я задумалась. Если мы говорим «бегло», значит, и осмысливаем сказанное и услышанное точно так же, как при «беглом» чтении, - через слово, а иногда и через строчку. В результате - сплошные «белые пятна» в текстах, в мыслях, в душах.

Живописец, скульптор, актёр могут передать характер, силу страсти резцом, мимикой, жестами, но наиболее глубокие и сложные стороны человеческой природы могут быть выражены только посредством слова. И об этом необходимо помнить нам, «компьютерному поколению», чтобы не превратиться в подобие героини из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которой было достаточно всего тридцати слов для передачи всего многообразия человеческих чувств и мыслей.

5


скачать файл | источник
просмотреть